Со второй половины 2016 года активно стали муссироваться слухи о возможном объединении ФСО, ФСБ, СВР нашей страны в одно целое — подобие КГБ. Заговорили о приближении 1937 года со всеми вытекающими. Попробуем разобраться, имеют ли эти слухи под собой почву.

Как было в СССР

Прививка от повторения репрессий и бесчинств 30-х годов ХХ века была сделана после смерти И.В.Сталина и расстрела Л.П.Берии. Начиная с 8 февраля 1954 года, объясняя это громоздкостью структуры МВД, руководство государства вывело органы госбезопасности в самостоятельное ведомство. Затем были многочисленные корректировки в системе управления силовыми структурами с целью ограничения их полномочий.

Национальная безопасность — система. Один из законов системы — закон слабого звена. Структурная устойчивость целого определяется устойчивостью его самого слабого элемента. Кто был слабым звеном — КГБ или партийная власть СССР? Думаю, не нам судить.

Но идеологический, социально-этнический аспект современных войн становится сейчас, по прошествии десятилетий, очевидным. Ведь не зря США переправили на свой континент всех специалистов нацисткой Германии, занимающихся проблематикой культурных устоев, морально-нравственных основ, принципов существования русского этноса и взаимоотношений народов СССР.

86a3cd4f290d038ad69ea72d5290267a.jpg

Напомню читателям основные тактические задачи ведения современной войны:

1. Воздействие на гражданское население страны с целью подавления стремлений к сопротивлению на действия агрессора (доминанта культа денег, наживы, внушение идеи, что все продается, а если не продается, то продается за большие деньги и т.д.)

2. Разрушение инфраструктуры (информационной, экономической, социально-психологической и военной), обеспечивающей боеспособность армии. Ликвидация производства, промышленности, научных центров, превращение в «банановую республику», отсутствие индустриализации, засилье ростовщического капитала (банковского капитала под проценты, превышающие нормы рентабельности в реальном секторе) и т.д.

Факт остается фактом: к концу 80-х верхушка власти в СССР жила своей жизнью, а народ — своей. По телевидению и радио было одно, а за окном другое, на кухнях обсуждали то, что не озвучивали в эфире дикторы радио и ТВ.

Нам рассказывали, что капитализм «загнивает», у них безработица, криминал, проституция, продажность, отсутствие норм морали. На местах мы видели, как богатели наши местные секретари, приближенные, работники торговли, хотя теперь понимаем, какие это мелкие масштабы в сравнении с нынешними реалиями. Пожалуй, мало кто уже верил номенклатуре и органам власти, относящимся к касте неприкасаемых и жившим по своим правилам. Власть стала далека от народа.

Перестройка

При перестройке мы осознали, что с нами готовы торговать, а не убивать нас. Как в одночасье были открыты и переданы многие мыслимые и немыслимые секреты? Широта русской души, открытость, доброта были использованы на полную катушку. Если не собирается убивать, значит, не враг? Тогда друг? А от друга у нас нет секретов, с другом надо делиться последним. Но кто и когда решил, что это друг? А не партнер, соперник или затаившийся враг?

69b33c73c44f0117b05d99f40a5c7446.jpg

Распад КГБ привел к созданию новых структур национальной безопасности России. Под разными наименованиями работали СВР (Служба внешней разведки России), ФСБ (Федеральная служба безопасности Российской Федерации), ФСО России (Федеральная служба охраны России), ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации Российской Федерации), ФПС (Федеральная пограничная служба Российской Федерации).

Наше время

Сейчас действуют три службы: СВР, ФСБ, ФСО.

Подготовка наших сотрудников отличалась от подготовки западных коллег. Вначале сотрудник оттачивал мастерство слежки в контрразведке (ВГУ КГБ СССР), а затем, работая в разведке (ПГУ КГБ СССР), мастерски уходил от соглядатаев по улицам Вашингтона, Лондона, Триполи, Нью-Йорка, Брюсселя, Токио и т.д. Из открытых источников известно, что подобная практика сохраняется. При каждом управлении ФСБ есть отделы («представительства СВР»), ФСО также является надежным звеном в системе нацбезопасности.

Аппаратный вес ФСБ за последние годы существенно возрос. До завершения сирийского конфликта, скорее всего, было принято решение отложить объединение ФСО с ФСБ.

Зарубежный опыт

Однако, приведём факт, наглядно показывающий, насколько «полезной» оказывается неподготовленная реорганизация спецслужб для результатов их деятельности.

После разоблачения по разным оценкам от 12 до 25 предателей в КГБ, ГРУ, МИД СССР, Институте США и Канаде, нашим самым результативным агентом в ЦРУ был Эймс Олдрич Хейзен (Ames Aldrich Hazen — начальник контрразведывательного подразделения в отделе СССР и Восточной Европы в ЦРУ). В декабре 1985 года распоряжением директора ЦРУ У.Кейси была создана группа из 4 человек по выявлению причин, начавшихся провалов агентуры в СССР. Но в 1988 году эти работы были заморожены до 1991 года, так как создавался контрразведывательный  центр ЦРУ и усилия этой группы американских контрразведчиков были сосредоточены на решении организационных вопросов. А наш агент Ames Aldrich Hazen до 21 февраля 1994 года продолжал направлять президентам США Рейгану, Бушу и Клинтону аналитические записки, написанные в КГБ, а потом в СВР, и снабжать нашу Родину ценнейшей информацией.

Российский опыт переименования ведомств

После ликвидации налоговой полиции ряд значимых уголовных дел, находившихся на стадии расследования, отправились в архив. Некоторые сотрудники уволились и не перешли работать в МВД.

Переименование милиции в полицию и переаттестация сотрудников нейтрализовали работу МВД на несколько месяцев, в ряде регионов из МВД были уволены далеко не худшие кадры. Реальный КПД от создания новой структуры — Национальной гвардии на базе нескольких подразделений различных министерств и ведомств — будет получен, скорее всего, не за год, а после серьезной «притирочной работы» по отработке слаженности и взаимодействий.

6574cfa48fcec43854aa3b4ed74b6609.jpg

Учитывая и наш советский опыт, а также постоянные объединения, слияния в структуре специальных служб главного противника, то, возможно, есть потребность создания единого центра, и не только в России.

У другого главного противника на Востоке сохранена единая специальная служба. Надеемся, что объединение ФСО и ФСБ, а затем возможное слияние и с СВР создаст минимальные проблемы с эффективностью деятельности наших спецслужб. Тем более, что до 22 октября 1991 года данные службы действовали под единым началом и десятилетиями взаимодействовали между собой. При объединении появляются единые глобальные цели, бюджет, отсутствие внутриведомственных склок. Формируется системный подход.

Вывод

Вот уже 17 лет в отечественной политике и бизнесе все вращается вокруг одного человека. Это понимают и наши «главные партнеры», проговорившиеся в прошлом году о своем желании физического устранения нашего первого лица. Понятно, что дырку им от бублика! Очевидная реальность, что Президентом РФ следующие шесть лет будет В.В.Путин.

Тема и личность преемника рано или поздно возникнет. А здесь желающих будет предостаточно, в том числе из тех, кто страшно далек от народа, молится на западные ценности, презирая и не зная российского. Вот тогда, думаю, и должна быть сила, в том числе в виде объединенной спецслужбы, которая не позволит легальными средствами сменить национальный внешнеполитический курс России и повторить печальный опыт СССР.